Самый современный статус


СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИН ТАДЖИКИСТАНА

МУХИБА МАХМАДЖАНОВА

гендерный насилие женщина таджикский

Г.Душанбе, Таджикистан

Современная концепция развития человечества, новые принципы и критерии гражданского общества, приоритеты общественного согласия выдвигают на передний план проблему свободы женщины, ее разностороннего развития. Но ни в одной стране мира женщины не располагают такими возможностями, какие имеют мужчины. Подобное положение остается актуальным по отношению женщин Таджикистана, для которого существование насилия по отношению к женщине является пока еще привычным, не вызывающим возмущения, естественным явлением. Этот неравноправный статус ведет к сохранению диспропорций между тем значительным вкладом, который вносят женщины в развитие общества и тем, насколько мала их доля в предоставляемых этим процессом льготах. Люди многих стран и народов еще не признают того, что разное положение и разные возможности мужчин и женщин - это следствие социально различных ролей каждого из полов, а не биологически предопределенных различий.

Определяя права и свободу человека люди ищут способы наиболее полного, объемного их выражения. Мне понравилось определение Джона Локка, который пишет «Естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться только законам природы. Свобода человека в обществе состоит в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия сообщества...» Переводя это определение на положение женщины в Таджикистане можно констатировать, что она подвергается различным видам насилия и для того, чтобы его преодолеть надо еще многое изменить в сознании и укладе сообщества.

К сожалению в нашем обществе еще очень актуальна проблема насилия в отношении женщины. Оно является основным препятствием на пути достижения равенства между мужчинами и женщинами и с этой проблемой сталкиваются все женщины, независимо от их религиозных, этнических, классовых убеждений, уровня доходов, положения в обществе, возраста, образовательного и культурного уровня.

Корни насилия уходят как в государственное устройство- политику, идеологию, экономику, и в социум -культуру, мораль, религию, традиции, обычаи, так и в самого человека- в его генетическую предрасположенность, неправильную ориентацию, воспитание.Для народов Востока ислам является одной из основных систем ценностей, регулирующих социальную и частную жизнь, в том числе и семейные отношения, роль и функции женщин в обществе и семье. Поэтому контроль над женщиной и озабоченность ее моральным поведением пронизывает не только шариат, ног и обычное мусульманское право- адат, многие нормы которого сложились еще в условиях господства родо-племенных отношений.

Исследование Табышалиевой А.С. исторического контекста гендерных проблем стран Центральной Азии показывает, что многие обычаи и традиции, образ жизни оседлых и кочевых народов Центральной Азии сохранили и культивировали дискриминационную политику в отношении женщин. Семейное насилие в мусульманских семьях опиралось прежде всего на экономическую зависимость женщины от мужа, который заплатив выкуп (МАХР) за жену считал ее свой собственностью. Вплоть до начала ХХ века, а сегодня- уже как возродившееся веяние, продолжало практиковаться многоженство, которое воспринималось как признак престижности и как средство увеличить состояние, поскольку женитьба позволяла получить земельный надел и воду.

Современное таджикское государство все больше стремится быть приверженным к демократическим изменениям и идет по пути искоренения насилия в отношении женщины, осуществляя свою политику на принципах гендерного равенства и издавая соответствующие законы. В связи с этим, следует обращать все более пристальное внимание на модернизацию социума и самого человека, с тем, чтобы стремления государства имели воздействие на реальное положение женщины в Таджикистане.

Таджикское общество имеет древнейшие корни и культуру, чем по праву гордится и бережно сохраняет традиции таджикского народа. Вместе с тем, неравное положение женщины, ее приниженное положение и неравное воспитание, направленное на развитие в девушке чувства зависимости и второстепенности своей роли в обществе культивируется в нашем социуме также давно и сегодня даже приобретает характер довода в споре об истинных культурных и моральных ценностях. Развиваемое с юных лет и считающееся основным качеством и показателем воспитанности чувство стыда у женщины является одним из решающих и основных факторов насилия в отношении женщины, непозволяющим ей сообщать об определенных актах, которые совершаются по отношению к ней, препятствием доступности получения юридической информации, помощи или защиты. Все это привносит в жизнь женщин чувство страха и отсутствия безопасности, является препятствием для реализации их стремления к достижению равноправия.

Страх перед насилием, в том числе и перед домогательствами, служит постоянным барьером мобильности женщин и ограничивает их доступ к ресурсам и основным видам деятельности. Это чувство поддерживается высокими идержками в социально-экономической сфере и здравоохранении, поддерживающими насилие и вынуждающим женщин занимать подчиненное положение по сравнению с мужчинами. Женщины могут быть подвержены опасности насилия, совершаемого лицами, облеченными властью, как в конфликтных, так и в безконфликтных ситуациях.

Современные тенденции развития общества, направленные на универсализацию и глобализацию повлияли на то, чтобы общества становились все более открытыми. При этом, наряду с внедрением в Таджикистан духа свободы и независимости, демократических ценностей и свободных бизнес отношений, в наше сообщество данный процесс привнес новые виды и способы насилия по отношению к женщине, такие как различные виды трудовой миграции в их наиболее отвратительных и извращенных формах. Теперь все более актуальными формами насилия по отношению к женщине становятся проблемы сексуального рабства и насилия, коммерческого секса, ВИЧ- ифекций и СПИДА, наркотрафика и растущего включения женщин в криминальные формы бизнеса. Сегодня в Таджикистане, где не было проституции и такой сферы бизнеса как коммерческий секс, становится всё больше примеров массового насильного привлечения юных таджичек 13-15 лет к сексуальному рабству в ОАЭ. На постсоветском пространстве Таджикистан до последних лет оставался государством, где не возможно было указать на наличие современный «улиц с красными фонарями». За последнее же десятилетие появилась целая индустрия гостиничных услуг в Душанбе и Ходженте, Кургантюбе, Кулябе и даже Хороге, которая приобретает черты криминальной организованности и коммерческой упорядоченности.

Насилие в отношение женщин проявляется и в доступности здравоохранения и сфере предоставления медицинских услуг. Причем если женщинам в Таджикистане общем мало доступны медицинские услуги с силу их отдаленности, дороговизны качественного обслуживания, плохого качества медобслуживания, недоступности многих лекарств и средств, то еще больше способствуют ухудшению доступности медицинского обслуживания существующие в обществе предрассудки, традиции и обычаи. В таджикском обществе женщинам нецелесообразно обращаться к мужчине - врачу, нельзя прерывать беременность, пользоваться противозачаточными средствами, вопросы хирургического вмешательства решаются мужчинами-хозяевами в семье и т.д. В следствии всех этих предрассудков женщина часто испытывая насилие и психологическое давление из-за самых простых форм получения медпомощи, не имеет никакой возможности получить медицинскую и психологическую поддержку во время стрессов, физического или сексуального насилия.

Хотя в последнее десятилетие под мощным влиянием западного феминистского движения в Таджикистане пересматриваются многие правовые нормы, регулирующие репродуктивную сферу человека- женщин, мужчин, детей, применение этих правовых норм еще остается не удовлетворительным в силу различных причин. Таджикистан является страной, где ислам играет роль основной доминирующей религии. Следуя требованиям шариата и традиции, оправдывая это экономическими трудностями все большее количество девушек выдается замуж в раннем возрасте от 13 до 15 лет, в следствии чего брачный возраст в стране стал моложе на 2-3 года. Значительно стал моложе возраст первой беременности и родов - от 13 до 17 лет. В этом возрасте девушки с еще не окрепшим организмом и не готовые психологически к замужеству и родительству, из родительского дома попадают в другую семью, в которой к из большому кругу обязанностей домработницы и прислуги в доме прибавляются обязанности жены и матери. Такие браки как правило не регистрируются в государственных органах и закреплены лишь исламским «никох», который в Таджикистане не имеет юридической силы и не учитывается при бракоразводных процессах.

Право на выбор при вступлении в брак, создании и планировании семьи, на мой взгляд, является основополагающим правом женщины в репродуктивной сфере. Практика показывает, что если женщина под принуждением вступает в брак, то чаще всего она и рожает под принуждением, не имея возможности заботиться о своем репродуктивном здоровье и здоровье будущих детей. Особенно это касается несовершеннолетних девушек вышедших замуж под давлением родителей, родственников. В наше время нередко можно встретить молодую женщину 20 или чуть больше 20 лет, которая уже имеет 3-х и более детей.

Репродуктивные права женщины в Таджикистане состоят в основном из права женщины не умирать от любой неотвратимой причины связанной с беременностью и родами. Врачебная практикак и многолетний опыт исследований показывают, что часто причиной материнской смертности являются:

·Ранняя (или поздняя) беременность от 13 до 35 лет

·Криминальные аборты

·Частые роды или многократные хирургические (искусственные) роды.

медицинскую помощь матери и ребенку, закрепленную статьями 34 и 38 Конституции РТ. В результате этого более 37% беременных не обращаются в женские консультации до родов а каждая третья женщина рожает дома.

Снижение уровня рождаемости в РТ, отмеченное демографами за последние годы, по данным многих исследований связано не с защитой права женщин на принятие решений по факту беременности и времени рождения детей, а с экономическими трудностями и их экономическим положением в семье. Женщины начали контролировать свою репродуктивную функцию исходя из своего экономического положения. К тому же многие женщиины включились в общественный трудовой процесс, являясь практически единственными или главными кормильцами семьи. 43% сельских женщин и 37% городских сообщили, что они снизили фертильность из-за экономических трудностей семьи, или из-за вынужденного планирования семьи.

Женщины фертильного возраста в таджикском обществе постоянно находятся под морально- психологическим прессингом окружающих. Если у женщины один или двое детей, то это служит основанием оказывать на нее давление с целью рождения еще одного или двух детей, особенно со стороны мужа, свекрови, других родственников. Часто отсутствие возможности иметь детей еще или детей мужского пола становится оправданием и причиной мужскойполигамии. В нашем обществе женщину принуждают не делать аборт, даже если роды угрожают ее здоровью а в законодательстве не предусмотрена ответственность за это.

По мнению исследователей, предпочтение иметь сына часто становится причиной частых родов женщины, так как мужья вынуждают женщин рожать до тех пор пока не появится наследник. Часто мужчины не проявляют интереса к вопросам,связанным с охраной репродуктивного здоровья, так как считается, что этими вопросами должны заниматься женщины. Женщины же, не могут реализовать свои потребности связанные с охраной их здоровья, исходя из существующей в нашем обществе практики пренебрежительного отношения к их репродуктивному и вообще здоровью. Думается это связано с традицией патриархального общества, для которой женщина свегда была лишь средством воспроизводства человеческих ресурсов.

На рост насилия в отношении женщин большое влияние имеет процесс сокращения доступа женщин к образованию, который приобрел глобальные масштабы в последние десятилетия. Экономические и политические трудности страны повлияли на то, что прежде всего девочки не получают образование. (стр.61-74 National status reports on gender, 1999).

Государства Центральной Азии и Таджикистан наследовали экономические структуры, которые были в основном зависимы от советских поставок и торгового обмена. Таджикистан к началу 90х годов на 40% ивестировался из центра. Резкое снижение инвестиций привело к резкому скачку бедности в регионе.

Бедность является первой проблемой нашей страны. При этом проблема бедности актуальна для всего региона, в котором к 1999 году за чертой бедности находилось более 40% населения. В таджикистане, в котором две трети населения проживает в сельской местности, высокой рождаемости и относительно низкой смертности происходит резкое снижение уровня жизни, что прежде всего действует на женскую половину общества, традиционно находящегося в экономической зависимости мужчин. Поэтому международными экспертами прежде всего отмечается в Таджикистане сильный рост феминизации бедности, которая усугубляется ростом трудовой миграции мужского населения. Сегодня в Таджикистане есть регионы, где численность мужского населения работоспособного возраста достигает 10-15%, при этом работоспособным считается мальчик, достигший 11-13 лет. Число официально признанных безработных на 1.01.2000 составляло 53.000, из них 53,1% женщины. Реальное же число безработных по оценкам экспертов составляло приблизительно 500,000 человек.

Доход женщин в четыре раза ниже, чем доход мужчин, невысока доля женщин среди руководителей предприятий- только 3% из 482 частных предприятий возглавляются женщинами, что является результатом определения традиционных гендерных ролей в обществе. Бедность в нашей стране имеют тенденцию к самовоспроизводству. Имея низкий уровень доходов, большинство женщин заняты борьбой за выживание своих семей, взваливают на себя гору репродуктивной работы. У них не хватает времени и сил заниматься продуктивной экономической деятельностью, у них очень ограничен доступ к различным поддерживающим программам и ресурсам. Это положение делает их еще более бедными.

В нашем обществе существует множество стереотипов и общественное мнение негатовно по отношению к работающей женщине, что часто становится причиной ее притеснения. Хотя законодательство о труде запрещает многие виды притеснений женщин и предоставляет ей многие права, часто замужнней женщине детородного возраста отказывается в приеме на работу, она увольняется в первую очередь, работодатель настроен так, что ему не выгодно иметь в своем штате добросовестную мать семейства, которая будет уходить в отпуск по уходу за ребенком. Очень часто женщине указывается на дверь, когда она не может работать сверх урочно, оставаться на работе по производственной необходимости, когда она мотивирует свой отказ ревностью мужа или работой по дому.

Согласие на устройство на работу дают глава семейства. Мужья именно трудности работающей женщины выдвигают на превый план и не оставляя ей выбора, первым условием своего согласия на ее работу выдвигают обеспеченность уюта домашнего очага. То есть, если женщина согласна на отличное выполнение двойственной роли- домработницы-жены и работника, лишь после этого ей позволяется работать вне дома.

Выполнение многих видов домашней работы считается унизительным для мужчины и большинство мужчин или никогда не помогают в домашней работе своим женам, или же тщательно это скрывают от окружающих. Не мужскими считается вся работа связанная по уходу за детьми любого возраста, приготовление пищи, уборка, стирка, приготовление хлеба и пищи, мытье посуды, обеспечение водой и продуктами, приобретение мылких и средних предметов домашнего быта, мелкий ремонт предметов быта и домашнего обихода, оплата коммунальных услуг. Во многих регионах мужчина с ведром, тазом, базарной сеткой или сумкой воспринимается как «подкаблучный» у жены и подвергается осмеянию.

Более 45,4% женщин в возрасте старше 14 лет заняты работой по дому и профессия «ДОМОХОЗЯЙКИ» является основным видом их деятельности. Женский домашний труд девальвирован обращением к идеологии «материнских инстинктов», что переносится на наемный труд там, где женская причастность к труду по уходу и обслуживанию считается естественным результатом гендерных качеств. Работа домохозяек не считается работой, не указывается ни в одной статистике государства Центральной Азии, проходит за закрытыми дверями и редко признается как работа. Эта работа самая не механизированная, ручная и трудоемкая, происходит в неблагоприятных условиях. Она препятствует одинаковому распределению ресурсов и получению одинаковой выгоды мужчинам и женщинам. При этом сама возможность получить работу, то есть доступность рынка труда характеризуется неравными возможностями для различных категорий женщин. Так сельские женщины и молодые матери имеют более высокий риск остаться без работы или не быть принятыми на работу. Отсутствие перспектив занятости в сельской местности обсуловило массовый приток женщин из сел в столицу и в более индустриально развитые центры. С этим процессом также связан рост миграции женского населения из РТ.

Реформы в сельском хозяйстве призваны смягчить проблему безработицы сельской женщины. Однако положение женщин занятых в сельскохозяйственном производстве еще более усугубляется увеличением ее трудовой нагрузки во много раз. Результаты совместного труда женщин как правило приписывается главе семьи-мужчине, а трудовой вклад женщины остается невидимым и неоплаченным. Домохозяйство же в лице женщины получается «беплатного» работника.

Очерченное положение женщин в стране в общем то известно государственным структурам и не случайно правительство приняло специальную программы по выравниванию гендерного дисбалланса в обществе, ставя во главу угла борьбу за изменение дискриминированного положения женщины. Правительство строит свою социальную политику с учетом этой программы, проблемой женщин занимается большое колитчество международных программ и NGO. В обществе происходит больше обращений к проблеме, однако в этой процессе еще очень много работы.Все еще слишком много факторов, поддерживающих подчиненное положение женщины в обществе, способствующих ее дискриминации. Более того, в силу особенностей воспитания и культуры в поле зрения общественности подпадает лишь незначительная доля случаев насилия, имеющее больше скандальный характер, или же наиболее значимые с точки зрения уголовного права.

Насилие в отношение женщин и девушек не должно оставаться чисто «женской» темой. Общество должно наконец увидеть эту проблему и понять ее серьезность и важность, так как насилие представляет собой угрозу основам нашего гражданского общежития. Ликвидация насилия имеет определяющее значение для построения парадигмы безопасности человека: мир дома, в семье, обществе и государстве. Для того, чтобы права женщины, ее равное положение в таджикской семье и обществе стали самоочевидными, естественными правами, еще надо очень много постараться. А еще более многого надо достичь, чтобы эти права обеспечивали равные возмодности женщинам и из категории деклараций превратились в реальные.


Закрыть ... [X]

Особенности современного геополитического положения России Желтые розы на свадьбе к чему

Самый современный статус Современное положение России на политической карте мира
Самый современный статус Современное геополитическое положение России
Самый современный статус Нужен ли России и Миру новый "Октябрь"?
Самый современный статус Современное положение России в мире
Самый современный статус Современные статусы ВКонтакте
Самый современный статус Современные статусы о жизни
Самый современный статус Современные статусы 2017
Самый современный статус 10 лучших цитат Стива Джобса. Афоризмы, высказывания и мысли Стива Джобса
10 самых СМЕШНЫХ анекдотов в мире! Анекдоты про города и страны самые смешные и короткие Декупаж и роспись Заготовки купить на Ярмарке Мастеров Какая прическа мне подойдет: что нужно учесть перед визитом к парикмахеру Модные стрижки для женщин после 40 лет Подарочные наборы для мужчин Купить мужские подарочные наборы Почему стучат зубами во сне, причины и лечение Раздражение вокруг рта (шелушиться кожа) у взрослого: что Раскраски по точкам для детей 3,4,5,6,7 лет распечатать